Адаптация учащихся 5-х классов к средней школе
Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие ему при сохранении здоровья удовлетворить свои потребности.
В процессе школьного обучения ребёнок проходит три переломных момента:
1. Поступление в первый класс
2. Переход из начальной школы в основную (5 класс)
3. Переход из основной школы в старшую (10 класс)
Каждый из этапов имеет свои сложности.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• сменой социальной обстановки
• изменением роли учащегося
• увеличением учебной нагрузки (не один учитель, а не-сколько)
• увеличением темпа работы (дети пишут медленно)
• изменением режима дня
• изменением коллектива
• разностью систем и форм обучения
• различием требований со стороны учителей-предметников
• изменением стиля общения учителей с детьми
Адаптация в пятом классе может длиться до декабря
Нам приходится учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей, индивидуальных различий.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны большого количества людей.
На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами.
Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. К сожалению, дети очень мало проявляют инициативу, не умеют выходить из сложившейся ситуации самостоятельно.
Также одной из основных причин является нестыковка программ начальной и средней школы, различие в критериях оценивания учащихся.
Мы сами учителя средней школы (особенно после преподавания в старшей школе) не можем перестроиться на пятиклассника, который привык выполнять работу пошагово с чёткими комментариями учителя, работать в другом темпе. Важно учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
С каждым годом всё сложнее вовлекать в процесс обучения ребёнка его родителей. XXI век, век ритма, движения и большинство родителей заняты работой и всё меньше времени уделяют детям, поэтому проблема отсутствия контроля со стороны родителей также является одной из основных.
Задачи адаптации:
• обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения;
• помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися учениками в новых условиях обучения;
• информировать родителей о проблемах адаптации детей и возрастных особенностях; оказывать психологическую помощь и поддержку;
• способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и психологов;
• повышать уровень профессиональной компетентности учителей (проведение семинаров), педагогической компетентности родителей.
«Авторитет преподавателя и его творческая роль, создание доверительных отношений в группе и преподавателя с группой, высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс, высокомотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения, — все это обеспечивает реализацию установки на раскрытие резервов личности учащегося.» — Г.А. Китайгородская.
Рекомендации по адаптации:
— обращать внимание, на то, что разные требования учителей по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, но приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей. Это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий. Например: русский — принести зеленую ручку, английский — приносить на урок рабочую тетрадь, тетрадь-словарь, тетрадь с темами, география — приносить контурные карты, цветные карандаши, история — в домашней тетради писать план ответа.
— необходимо ребёнку-пятикласснику помочь посмотреть на переход в среднюю школу как шанс заново, с «чистого листа» начать школьную жизнь и наладить с самого начала отношения с учителями. Чтобы повысить мотивацию к учёбе, нужно детям объяснить, что возможность обучаться у нескольких учителей-предметников с разными требованиями, разными характерами и разным стилем преподавания является внешним показателем их взросления.
– не нужно требовать от ученика стабильных и одинаковых результатов сразу по всем предметам. Если раньше, в начальной школе, для этого достаточно было усидчивости, то теперь начинают проявляться врождённые способности. Нельзя быть одинаково успешным во всём и быть в хороших отношениях со всеми окружающими.
Создание доброжелательной атмосферы взаимоотношений в классном коллективе.
— создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить);
— недопустимость критики в адрес ребёнка в присутствии других людей (учителей, сверстников);
— поощрение, похвала ребёнка не только за учебные успехи;
Вовлечение учащихся в активную внеклассную работу.
— подготовка общешкольных мероприятий;
— организация внутриклассных мероприятий;
— выполнение поручений в классе.
Содействие реализации возможностей ребёнка.
— грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей;
— отслеживание успеваемости каждого ребёнка (в сравнении с учёбой в начальной школе, в предыдущей четверти), анализ причин возникающих трудностей, прогнозирование возможных будущих проблем и поиск путей их решения;
— организация классного самоуправления.