Речевые упражнения в формирования речевого умения
Речевые упражнения являются упражнениями второго уровня и нацелены на формирование речевых умений как завершающего этапа на пути становления у учащегося иноязычной речи, осуществляемой на основе ранее пройденного материала. В рамках данных упражнений предполагается снятие учителем жестких рамок в плане выбора учащимися языковых средств и линии поведения, творческий подход в способе выражения своих мыслей.
В методической литературе традиционно речевые упражнения делятся на упражнения в пересказе, в описании, а также в оценке и отношении к какому-либо факту или явлению.
Пересказ как вид речевой деятельности является репродукцией услышанных или прочитанных чужих мыслей и довольно часто применяется в обучении иноязычной речи. Однако как способ формирования речевого умения он будет адекватным лишь в том случае, если соблюдаются определенные условия при его выполнении. Во-первых, пересказ будет истинно коммуникативным лишь в том случае, если передаваемая в пересказе информация будет актуальна и нова для аудитории. Во-вторых, он будет иметь место, если содержание передается своими словами, а не является механистическим воспроизведением заученного текста, который в таком случае и звучать будет монотонно, без тени какой-либо экспрессии, совершенно не вызывая интерес у аудитории. Пересказ своими словами предполагает самостоятельный отбор представляемых в источнике фактов, с большим или меньшим акцентом по желанию учащегося на том или ином моменте, что уже предполагает некоторую оценку и косвенное выражение мнения говорящего. Также пересказ будет считаться адекватным, если он актуален не только для самой аудитории, но и для выступающего, поскольку то, что интересно самому является залогом успеха того, что это будет интересно и слушающему. Следует отметить, что ввиду того, что допустим лишь пересказ своими словами, то данный вид деятельности является достаточно сложным, и применяется для совершенствования речевого умения.
Описание как вид речевых упражнений имеет широкий спектр применения: описание события, предмета, планов на будущее, инструкции по выполнению какого — либо действия. Данный вид упражнений обладает большей коммуникативной ценностью, т.к. является уже не передачей чужих мыслей, а свободным речетворчеством. Однако истинно «свободным» данный вид деятельности будет лишь в том случае, если потребность в описании чего-либо обусловлена ситуацией, не заданной извне, т.е. описание не является учебной речевой задачей. Как и в случае с пересказом своими словами, описание также является сложным видом речевых упражнений и используется для совершенствования речевого умения.
Упражнения в выражении отношения и оценки являются по характеру решаемой речевой задачи абсолютно коммуникативными, т.к. пронизаны отношением говорящего к оцениваемой им действительности. Подобные упражнения могут принимать форму оценки поступка человека и произошедшего события, форму доказательства какого-либо факта и отстаивания своей точки зрения, убеждения партнера в его неправоте и т.д.
Описанные выше виды речевых упражнений могут выполняться как с использованием различного рода опор, так и без них. К подобным опорам можно отнести план высказывания, памятки, изображения, ФСТ (функционально-смысловая таблица) и т.д. Виду того, что использование различного рода опор обуславливает ситуацию общения, то все речевые упражнения можно поделить не только по содержательному принципу, но и по способу организации действия. Согласно данному принципу Е.И. Пассов [1989, c.94] делит упражнения на речевые упражнения первого типа (РУ1) – с использованием различного рода опор и заданностью ситуации общения, — и речевые упражнения второго типа (РУ2) без каких-либо опор и ограничений в плане выбора темы и средств выражения. РУ1 используются при формировании умений и совершенствовании навыков иноязычной речи, а то время как РУ2 используются на продвинутых этапах в качестве механизма развития речевого умения. Следует также отметить, что в речевых упражнениях крайне важны решаемые в ходе их выполнения речевые задачи, т.е. направленность речевого высказывания, которую можно выразить вопросом: «Зачем я это делаю?» В теории речевых актов, которые, согласно определению, даваемому лингвистами, являются целенаправленно осуществляемыми коммуникативными речевыми действиями, выделяют пять основных типов прагматических задач, решаемых в ходе выполнения речевого действия, и соответственно с ними пять типов речевых актов:
— репрезентативы: имеют своей целью описать положение дел, т.е. сообщить что-либо. Данное речевое действие можно охарактеризовать следующими глаголами: информировать, констатировать, доложить, оповестить
— директивы: используются говорящим или пишущим для того, чтобы побудить реципиента к совершению действия. Выражается в глаголах: приказать, требовать, просить, молить, инструктировать, советовать, склонить, уговорить, подтолкнуть и т.д.
— комиссивы: предполагают от говорящего совершение какого-либо поступка – обещать, клясться, гарантировать, брать на себя обязательство, соглашаться, давать слово и т.д.
— экспрессивы: передают психологическое состояние говорящего/пишущего – удивиться, поблагодарить, возмутиться, упрекнуть, поздравить, посочувствовать и т.д.
— декларативы: устанавливают нечто существующее в действительности. Выражаются в таких действиях как: назначить на должность, принять в партию, уволить, объявить войну и т.д.
Вполне очевидно, что из пяти приведенных выше типов речевых актов, в рамках учебного процесса в основном будут использоваться репрезентативы, директивы и экспрессивы, которым в речевых упражнениях примерно соответствуют пересказы, описания и упражнения в выражении оценки.
Делая выводы по приведённым выше типам упражнений, следует сказать, что несмотря на обилие существующих в методической литературе типов классификаций упражнений, их деление на условно-речевые и речевые согласно последовательности этапов становления речевого умения, является основополагающим при создании подобной иерархии упражнений применительно ко всем видам речевой деятельности, каждый из которых в свою очередь по- своему специфичен и требует собственных средств овладения.