Принцип Лейтнера или как учить слова
Флэш-карты представляют собой тематические карточки с изображением предметов или понятий. Это простой, универсальный, но часто недостаточно изученный ресурс. Следует отметить, что они подходят для использования как на начальном этапе обучения для совсем юных учеников, так и для обучения взрослых, с которыми также можно использовать некоторые виды деятельности. Метод хорош тем, что помогает установить непосредственные связи между конкретным словом и его образом. В процессе обучения важным представляется привлечь внимание учащихся — «визуалов», поскольку, как было указано выше, у большого процента учащихся этот тип восприятия является ведущим, у многих же других типы восприятия сочетаются с визуальным. На флэш-картах могут быть представлены либо только картинки, либо последние могут идти в сопровождении данных ниже или на отдельных карточках слов. Карты со словами-подписями могут быть введены как после презентации картинок (чтобы не мешать запоминанию правильного звукового образа слова, его произношения, особенно если учащийся испытывает сильные затруднения в чтении), так и одновременно с ней.
В 1972 году ученый Себастьян Лейтнер (Sebastian Leitner) в своей статье объяснил метод интервальных повторений материала, представленного в виде карточек, в котором успешно усвоенный материал (карточка) перемещалась в специальный ящичек, предназначенный для повторения через более длительный интервал. Этот метод был назван системой Лейтнера. На сегодняшний день более эффективного способа запоминания, который был бы обоснован психологически и подтвержден многолетними экспериментами на больших аудиториях, пока не существует.
В этом методе так называемые флеш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флеш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и запоминания другой информации.
Карточки сортируются по трем группам: группа 1, группа 2 и группа 3. В группу 1 помещаются карточки с новыми словами и со словами, которые ученик усвоил плохо. Группа 3 содержит карточки со словами, которые ученик знает очень хорошо. Ученик может повторять слова из группы 1 каждый день, слова из группы 2 каждые три дня, а слова из группы 3 каждые пять дней. Если ученик смотрит на слово из группы 1 и вспоминает его значение, то карточка перемещается в группу 2. По такому же принципу карточки из группы 2 перемещаются в группу 3. Если же ученик не может вспомнить значение слова на карточке из группы 2 или 3, то эта карточка возвращается группу 1, и процесс повторяется вновь до прочного усвоения информации.
Ученик сосредотачивается на наиболее сложной информации на флеш-карточках, которые всегда находятся в первой группе и повторяются ежедневно. В результате происходит сокращение времени, затрачиваемого на обучение.
Объединяет в себе аудиальный и визуальный каналы.