Колорифмика

Это методика обучения чтению текста с цветной проработкой рифмованных окончаний. Метод позволяет в кратчайшие сроки начать читать, причем сразу художественно. Позволяет объединить в себе сразу все три канала восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический.

Учащийся осваивает чтение, сразу слыша все слова целиком в законченной фразе и с правильной интонацией (поначалу как бы играя в чтение). Никакого слогового и побуквенного метода, никакого “расчленения слов”. Только вся фраза целиком, причем уже с правильно поставленной интонацией. В качестве материала используются песни, баллады, спиричуэлы, стихотворения. Перед каждой песней речитативом звучит её текст (восприятие через аудиальный канал) в виде стихотворения без вычленения отдельных слов и слогов – эта декламация максимально приближена к естественной речи. Это поможет учащемуся “ухватить” мысль, которую передаёт песня, и удерживать связанную фразу во время пения, не рассыпав её на отдельные ноты-слоги.

При презентации материала преподаватель переводит смысл песни на понятия и зрительные образы. (визуальный канал). Можно изображать жестами, интонацией, мимикой, рисунком или подручными средствами фразу за фразой, а учащийся пытается угадать, о чём речь. Когда же песня будет уже «на слуху», а смысл её, разъяснённый жестами и по рисунку, закрепится за звучанием, можно приступать к следующему этапу – закреплению смысла и звучания песни с её графическим образом, то есть, с текстом.

Далее, следя пальцем по тексту, учащийся показывает слова, которые в тот момент звучат в песне (наложение звукового образа на графический). Стихотворные песенные тексты тем и удобны для обучения чтению, что каждая фраза песни соответствует новой строчке, и “поймать” её, отследить довольно несложно.

Процесс напоминает “чтение с листа” нотной партии в симфоническом оркестре. (При “чтении с листа” музыканты на самом деле не “читают” в буквальном смысле каждую ноту, а лишь следят за последовательностью музыкальных произведений, опираясь на партитуру). Так вот и учащийся, прослушав песню несколько раз, уже почти помнит всю её на слух, но для гладкого воспроизведения ему необходима “шпаргалка” в виде знакомых строчек. Затем можно приступать к основному этапу колорифмики — к выделению созвучных ударных окончаний. Разные пары ударных слогов должны быть разрисованы разными цветами (задействуется кинестетический канал восприятия), при этом цвет для каждой пары учащийся выбирает произвольно.

Пример колорифмики:

1

Автор публикации

не в сети 2 года

Наталья Финогенова

9
Комментарии: 0Публикации: 10Регистрация: 20-03-2019